ADHUC VIVO
про свободу же - план
1. Самые глубокие противоречия между людьми обусловлены их пониманием свободы (К. Ясперс) Философская категория.
1.1 Предвидение и всемогущество Божие диаметрально противоположны нашей свободной воле. (Мартин Лютер). Свобода от гнёта божественного предопределения, возможность самому творить свою судьбу.
1.2 Свобода – единственная вещь, которую вы не можете получить, если вы не даете ее сами (У. Уайт). Характеризует сущность человека, Возможность мыслить и действовать в соответствии со своими внутренними желаниями, а не внешнего принуждения, если это не идет вразрез с интересами других (вывод – свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого). Если права и предпочтения других людей будут постоянно учитываться, сферы их свобод не «наслоятся» друг на друга – взаимная ответственность и осознание.
2. Человеческая свобода является не натуралистическим феноменом, не природным, а социальным свойством (И. Кант). Социальная категория.
2.1 Возможность мобильности различных видов. Это стало возможным относительно недавно (в индустриальном обществе, в еще большей степени – в постиндустриальном). В обществе, где господствует кастовый строй, которое сохранилось в отдельных регионах, это невозможно. Как следствие – изменение социального положения в соответствии с типом мобильности (вертикальная нисходящая или восходящая).
2.2 Также – смена социальных ролей и статуса в процессе жизнедеятельности в зависимости от нахождения в той или иной социальной группе, где переход из одной в другую осуществляется вследствие биологических (возрастных) или личных изменений (ребенок – родитель, холостой – женатый), мобильности (подчинённый – руководитель).
3. В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы (Б. Чичерин). Правовая категория.
3.1 Зависимость от режима власти - не во всяком государстве возможно реализовать все права. При авторитарном и, тем более, тоталитарном режиме можно рассчитывать лишь на необходимый минимум (право на жизнь при условии поддержки идеологии единой правящей партии, на имя, гражданство).
3.2 Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными (Марк Туллий Цицерон). Гражданское общество, сформированное в правовом государстве, является основной характеристикой среды, в которой возможно установить и воплотить в жизнь принципы свободы человеческой личности. Она ограничена соответствующими законами, которые едины для всех. Законы учреждаются для того, чтобы свобода не переросла в абсолютную вседозволенность, не поддающуюся контролю. Создан специальный документ «Всеобщая декларация прав человека», в котором перечислены основные права, на соблюдение которых может рассчитывать любой гражданин.
3.3 «Нация, не способная к умелому пользованию свободой, оказывается или во власти анархии, или под пятой диктатора» (И. Ильин). Очень важно взаимосотрудничество государства и граждан, готовность граждан принять определенную свободу в жизнедеятельности, необходим определенный уровень исторического развития общества. Не зря революции сопровождались лозунгами, в которых неизменно присутствовало слово «свобода». Однако далеко не все способны ей умело пользоваться (печальный пример Александра II).
3. 4 Понятие политической свободы, плюрализма партий (всё это возможно лишь в демократическом обществе), свободы исповедуемой идеологии, если она не нарушает общественный порядок, наличие институтов прямой демократии (референдум), участие всех совершеннолетних граждан, независимо от социального положения и пола, в выборах. Фиксация каждого принципа в законодательных актах и реальное воплощение их в политико-правовой сфере общества.
4. Экономическая свобода – это свобода любой деятельности, включающей право выбора, и сопряженные с этим риск и ответственность (А. фон Хаейк). Экономический аспект.
4.1 Необходимо наличие, прежде всего, рыночной или смешанной экономики. Основные критерии экономически свободного общества: возможность осуществления предпринимательской деятельности в рамках существующего законодательства, наличие рынка товаров и услуг, свободная конкуренция.
4.2 Вмешательство государства в экономику выражается в антимонопольном законодательстве, поддержке малых форм бизнеса, принятии определенного курса монетарной политики, в зависимости от фазы экономического цикла, позволяющего контролировать денежную массу, не допускать ее обесценивания.
5. Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боятся свободы (Бернард Шоу). Психологический аспект.
5.1 Человек не может получить свободу извне больше той, которой он обладает изнутри (Т. Мурановский). Свобода сопряжена с необходимость делать осознанный выбор, за последствия которого будет отвечать исключительно индивидуум, принявший конкретное решение. Порой гораздо проще существовать, когда выбор за тебя совершает иной человек, т.к. ответственность также перекладывается на него, а ты являешься всего лишь безвольным исполнителем (т.н. рабское самосознание, «бегство от свободы» - понятие введено Эрихом Фроммом). Нередко внутренние моральные ограничители ослабляются вследствие анонимности действий (анонимные выкрики из толпы, когда личность кричащего идентифицировать не представляется возможным), чувство ответственности за свои поступки редуцируется.
5.2 Свобода есть познанная необходимость (основоположник этой мысли – Б. Спиноза, развил Г. Гегель). Деятельность человека подчинена определенным законам. Если он не осознает их действие на себя, он их заложник. Но он в силах познать их, применив на себя и действуя со знанием дела, совершая осознанный выбор, понимая, от чего он зависит. Его действия становятся четко направленными – детерминированными.
эссешка
Эссе: «Нация, не способная к умелому пользованию свободой, оказывается или во власти анархии, или под пятой диктатора» (И. Ильин).
Понятие и возможность реализации принципов свободы в обществе неизменно связано с уровнем его развития. Перед нами множество примеров революций, каждая из которых ознаменовывалась различными требованиями, но одним из главных было желание воюющих сместить существующую власть, не устаивавшую их по той причине, что они чувствуют себя рабами ее желаний, исполнителями прихоти правителя (чаще всего – абсолютного монарха). Но добившись своего, народ, не привыкший организовывать свою деятельность самостоятельно, оказывается перед страшным осознанием, что взамен сверженной власти им нечего предложить, что они совершенно не имеют навыка владения новоиспеченной свободой. Особое значение имеет способность людей к самоконтролю, к управлению своей волей и желаниями. Если они не в силах справиться с самими собой, как же они предполагают жить в обществе, состоящим из практически таких же граждан? Немаловажным аспектом является и уровень культуры населения. Хочется процитировать слова выдающегося деятеля Великой французской революции Жан-Поля Марата: «Свобода явно не для нас – мы настолько невежественны, тщеславны, самонадеянны, трусливы, горды, испорченны, ленивы, порочны, расчетливы, мы не сможем даже понять ее цены. Давайте не будем заниматься самообманом – нация, не способная к пониманию морали и добродетели, не способна и к принятию свободы».
Исхода после смещения правителя, как считает И. Ильин, два:
а) неуправляемое общество окажется заложником собственной же необузданности, столь долго подавляемой монархом, но теперь вырвавшейся наружу и сметающей на своем пути все, что было создано до них, и будет уничтожено отсутствием всякой власти и контроля изнутри;
б) нация, не привыкшая жить и действовать самостоятельно, бессознательно почувствует нужду в сильной и властной руке, способной вновь подчинить их себе, таким образом, сменив одного тирана на другого.
С ним невозможно не согласиться, ведь сама история – кладезь подобных примеров. Анархия – одна из ступеней развития революции и кризиса смены власти, потому что ни один народ не пожелает быть уничтоженным. Когда ситуация достигает своей критической точки, обязательно появляется харизматичный лидер, умеющий направить события в нужное ему русло. Это произошло и во Франции (Наполеон – единоличный консул, затем император), и в России (Ленин, РКП(б) и диктатура пролетариата).
Грустно осознавать, что борющийся народ, идеалами которого становятся высокие ценности – свобода, равенство и братство, не осознает их истинного значения и ценности, и впоследствии сам же развенчивает их.
1. Самые глубокие противоречия между людьми обусловлены их пониманием свободы (К. Ясперс) Философская категория.
1.1 Предвидение и всемогущество Божие диаметрально противоположны нашей свободной воле. (Мартин Лютер). Свобода от гнёта божественного предопределения, возможность самому творить свою судьбу.
1.2 Свобода – единственная вещь, которую вы не можете получить, если вы не даете ее сами (У. Уайт). Характеризует сущность человека, Возможность мыслить и действовать в соответствии со своими внутренними желаниями, а не внешнего принуждения, если это не идет вразрез с интересами других (вывод – свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого). Если права и предпочтения других людей будут постоянно учитываться, сферы их свобод не «наслоятся» друг на друга – взаимная ответственность и осознание.
2. Человеческая свобода является не натуралистическим феноменом, не природным, а социальным свойством (И. Кант). Социальная категория.
2.1 Возможность мобильности различных видов. Это стало возможным относительно недавно (в индустриальном обществе, в еще большей степени – в постиндустриальном). В обществе, где господствует кастовый строй, которое сохранилось в отдельных регионах, это невозможно. Как следствие – изменение социального положения в соответствии с типом мобильности (вертикальная нисходящая или восходящая).
2.2 Также – смена социальных ролей и статуса в процессе жизнедеятельности в зависимости от нахождения в той или иной социальной группе, где переход из одной в другую осуществляется вследствие биологических (возрастных) или личных изменений (ребенок – родитель, холостой – женатый), мобильности (подчинённый – руководитель).
3. В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы (Б. Чичерин). Правовая категория.
3.1 Зависимость от режима власти - не во всяком государстве возможно реализовать все права. При авторитарном и, тем более, тоталитарном режиме можно рассчитывать лишь на необходимый минимум (право на жизнь при условии поддержки идеологии единой правящей партии, на имя, гражданство).
3.2 Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными (Марк Туллий Цицерон). Гражданское общество, сформированное в правовом государстве, является основной характеристикой среды, в которой возможно установить и воплотить в жизнь принципы свободы человеческой личности. Она ограничена соответствующими законами, которые едины для всех. Законы учреждаются для того, чтобы свобода не переросла в абсолютную вседозволенность, не поддающуюся контролю. Создан специальный документ «Всеобщая декларация прав человека», в котором перечислены основные права, на соблюдение которых может рассчитывать любой гражданин.
3.3 «Нация, не способная к умелому пользованию свободой, оказывается или во власти анархии, или под пятой диктатора» (И. Ильин). Очень важно взаимосотрудничество государства и граждан, готовность граждан принять определенную свободу в жизнедеятельности, необходим определенный уровень исторического развития общества. Не зря революции сопровождались лозунгами, в которых неизменно присутствовало слово «свобода». Однако далеко не все способны ей умело пользоваться (печальный пример Александра II).
3. 4 Понятие политической свободы, плюрализма партий (всё это возможно лишь в демократическом обществе), свободы исповедуемой идеологии, если она не нарушает общественный порядок, наличие институтов прямой демократии (референдум), участие всех совершеннолетних граждан, независимо от социального положения и пола, в выборах. Фиксация каждого принципа в законодательных актах и реальное воплощение их в политико-правовой сфере общества.
4. Экономическая свобода – это свобода любой деятельности, включающей право выбора, и сопряженные с этим риск и ответственность (А. фон Хаейк). Экономический аспект.
4.1 Необходимо наличие, прежде всего, рыночной или смешанной экономики. Основные критерии экономически свободного общества: возможность осуществления предпринимательской деятельности в рамках существующего законодательства, наличие рынка товаров и услуг, свободная конкуренция.
4.2 Вмешательство государства в экономику выражается в антимонопольном законодательстве, поддержке малых форм бизнеса, принятии определенного курса монетарной политики, в зависимости от фазы экономического цикла, позволяющего контролировать денежную массу, не допускать ее обесценивания.
5. Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боятся свободы (Бернард Шоу). Психологический аспект.
5.1 Человек не может получить свободу извне больше той, которой он обладает изнутри (Т. Мурановский). Свобода сопряжена с необходимость делать осознанный выбор, за последствия которого будет отвечать исключительно индивидуум, принявший конкретное решение. Порой гораздо проще существовать, когда выбор за тебя совершает иной человек, т.к. ответственность также перекладывается на него, а ты являешься всего лишь безвольным исполнителем (т.н. рабское самосознание, «бегство от свободы» - понятие введено Эрихом Фроммом). Нередко внутренние моральные ограничители ослабляются вследствие анонимности действий (анонимные выкрики из толпы, когда личность кричащего идентифицировать не представляется возможным), чувство ответственности за свои поступки редуцируется.
5.2 Свобода есть познанная необходимость (основоположник этой мысли – Б. Спиноза, развил Г. Гегель). Деятельность человека подчинена определенным законам. Если он не осознает их действие на себя, он их заложник. Но он в силах познать их, применив на себя и действуя со знанием дела, совершая осознанный выбор, понимая, от чего он зависит. Его действия становятся четко направленными – детерминированными.
эссешка
Эссе: «Нация, не способная к умелому пользованию свободой, оказывается или во власти анархии, или под пятой диктатора» (И. Ильин).
Понятие и возможность реализации принципов свободы в обществе неизменно связано с уровнем его развития. Перед нами множество примеров революций, каждая из которых ознаменовывалась различными требованиями, но одним из главных было желание воюющих сместить существующую власть, не устаивавшую их по той причине, что они чувствуют себя рабами ее желаний, исполнителями прихоти правителя (чаще всего – абсолютного монарха). Но добившись своего, народ, не привыкший организовывать свою деятельность самостоятельно, оказывается перед страшным осознанием, что взамен сверженной власти им нечего предложить, что они совершенно не имеют навыка владения новоиспеченной свободой. Особое значение имеет способность людей к самоконтролю, к управлению своей волей и желаниями. Если они не в силах справиться с самими собой, как же они предполагают жить в обществе, состоящим из практически таких же граждан? Немаловажным аспектом является и уровень культуры населения. Хочется процитировать слова выдающегося деятеля Великой французской революции Жан-Поля Марата: «Свобода явно не для нас – мы настолько невежественны, тщеславны, самонадеянны, трусливы, горды, испорченны, ленивы, порочны, расчетливы, мы не сможем даже понять ее цены. Давайте не будем заниматься самообманом – нация, не способная к пониманию морали и добродетели, не способна и к принятию свободы».
Исхода после смещения правителя, как считает И. Ильин, два:
а) неуправляемое общество окажется заложником собственной же необузданности, столь долго подавляемой монархом, но теперь вырвавшейся наружу и сметающей на своем пути все, что было создано до них, и будет уничтожено отсутствием всякой власти и контроля изнутри;
б) нация, не привыкшая жить и действовать самостоятельно, бессознательно почувствует нужду в сильной и властной руке, способной вновь подчинить их себе, таким образом, сменив одного тирана на другого.
С ним невозможно не согласиться, ведь сама история – кладезь подобных примеров. Анархия – одна из ступеней развития революции и кризиса смены власти, потому что ни один народ не пожелает быть уничтоженным. Когда ситуация достигает своей критической точки, обязательно появляется харизматичный лидер, умеющий направить события в нужное ему русло. Это произошло и во Франции (Наполеон – единоличный консул, затем император), и в России (Ленин, РКП(б) и диктатура пролетариата).
Грустно осознавать, что борющийся народ, идеалами которого становятся высокие ценности – свобода, равенство и братство, не осознает их истинного значения и ценности, и впоследствии сам же развенчивает их.