ADHUC VIVO
парфюмер - удивительное произведение. я не знаю, позаимствовал ли зюскинд идею где-то или придумал концепцию сам, но это outstanding. книгу я читала полтора года назад, все мы понимаем, что печатный вариант и экранизация вещи довольно разные. и вообще, как мне кажется, лучше сначала читать (если экранизируют нечто написанное ранее), а потом уже смотреть, после тщательного осмысления прочитанного. так и тут. почитав некоторые комментарии,я поняла...что ничего не поняла %) в момент прочтения. и произведение это гораздо глубже и осмысленнее. тут не просто метафора запаха, не просто значимость именно обоняния, вонь души и т.д. - о философском значении вы можете прочитать в гугле. я же сейчас хочу написать именно об аспектах, показавшихся важными мне.
конечно, это абсолютная...асоциальность, что ли, гренуя. он не против общества, он не плюет на его правила - он о них даже не столько понятия не имеет, сколько живет вне их. он без остатка погружен в свой внутренний мир со своими законами, суть которых даже не стоит пытаться объяснять другим, как например, он не может даже внятно ответить на вопрос, зачем он убил лауру. он одержим мыслью создания аромата, но он не обычный преступник-убийца. для него убийство - это не бунт против порядка, а необходимый ритуал, целью которого является получение аромата. он не понимает, что совершает преступление, не видит в своих действиях ничего плохого - для него это одно из звеньев алгоритма парфюмера. это отлично показано в фильме. вся его неуклюжесть, скупость на слова, вообще некоторое косноязычие - все это признаки того,что ему не нужны люди, ему не нужен никто. единственный интерес для общения представляют только те, у кого он может добыть необходимые сведения, как, скажем, бальдини. если ему нужна какая-то информация (а интересует его только способ долговременного хранения любых запахов), то он не успокоится, пока не получит ее.
убийство девушек, в книге оставляющее простор нашему воображению, в фильме показано очень эмоционально, особенно, если учитывать нравы 18 столетия. представляете, идете вы по улице, заглядываете за угол -а там хоп-па лежит труп девушки, совершенно обнаженный и остриженный наголо. и мертвое тело это еще полбеды. сразу после панорамного его обозрения даются сцены, показывающие, что с ним случилось, ради чего девушка была умерщвлена - жан-батист аккуратно срезает волосы, промазывает ткань жиром и укутывает тело в полотно, с которого потом соскабливает лишний жир и, наконец, выжимает эссенцию.

насколько естественно выглядит этот процесс, насколько далек исполнитель от понятий аморальности, противозаконности и преступления! для него это лишь способ получения ингредиента, такой же, как, скажем, покупка его в лавке. проведший детство в самых убогих и грязных районах Парижа, естественно, не получив никакого воспитания, кроме основных жизненно важных навыков, никогда не видевший любви, росший в крайне неблагополучных социальных условиях, не знающий, что такое семья - разве мог он подумать, что его убийства могут вызвать чье-то горе, чей-то ужас? он в принципе слабо владеет эмоциональным аспектом жизни, он не знает никаких человеческих чувств, кроме своей мономании к парфюмерии. его не пугают побои и наказания, к которым он привык еще в лавке дубильщика - отчасти поэтому сообщение о пытке на кресте не вызывает у него никакого отражения в душе.
также хороша деталь, что красоту он осознавал только как красоту аромата. для него, молодого мужчины, чуждым было понятие влюбленности. поэтому такое удивление вызывал факт, что ни одна из убитых не была изнасилована. казалось бы, а зачем тогда вообще их губить? мог ли кто-то допустить мысль о важности благоухания? разумеется, нет. между тем, умерщвлял он только юных, начинающих взрослеть девушек, вступивших в самую пору их цветения. но нет, ему абсолютно нет дела для их женских прелестей. отдав свой аромат, они не представляют для него более никакой ценности.
вот, например, эта сцена. не зная, откуда она, мы с легкостью предположим любовную историю, робкие ухаживания кавалера за дамой. нам кажется, что он несмело желает ее обнять со спины. однако, дело обстоит совсем не так. это убийца подбирается к жертве (хотя, повторюсь, его разум не оперирует подобными понятиями в принципе, для него это не противозаконное деяние, хотя, конечно, он частью своего естества осознает некое неприятие подобного в обществе - вспомним, как он накрыл тканью огромную колбу с телом работницы).
пощекотать нервы:

и медленные его движения обусловлены совсем не робостью и стеснением, нет. он своим чувствительнейшим носом улавливает, что за запах источает девушка, где он сильнее, откуда лучше подойти и вдохнуть его.

относительно фильма как раз единственное но, что именно линии любви м+ж там и нету, касаемо гренуя. что как раз в сцене оргии на площади, когда падает корзина с желтыми сливами, и в памяти его пробуждается далекое воспоминание о первой убиенной им, практически случайно. в его воображении они постепенно сливаются в объятии. это недопустимо, это рушит как раз концепцию отсутствия общечеловеческих понятий у него в принципе.
сцена из этой же серии. нет, это не чудесное спасение возлюбленной. это не трогательное объяснение в своих чувствах. это охотник за ароматом и его обладательница, для которого вся сущность юной леди сводится к запаху, без него она для него - ничего, объект, совершенно не представляющий интереса. и не любимую держит на руках молодой человек, а гренуй опускает на землю еще совсем теплое тело только что задушенной торговки сливами.

и, раз уж заговорили о первом неосторожном убийстве (которое в книге является преднамеренным), то как мне кажется, откуда идет исток преступлений:
изначально он не был в общем-то жесток, только забит и угрюм. он преследовал девушку абсолютно без злого умысла, ему нужно было как-то впитать ее запах. но она начала кричать и пугаться. он зажал ей рот из осторожности, не желая ее убить. однако, когда она упала мертвая, и он получил свободный доступ к ее телу, тут-то и закралась мысль, как это удобно - лишать их жизни, а после, никуда не отлучаясь, впитать в себя запах, насладиться им вдоволь.
да, для дистилляции он убил работницу, но именно сцена убийства перед погружением в колбу отсутствует. возможно, он просто ее там утопил, связал и черт знает как пометил туда, заметьте, еще живую. а умерла она как раз из-за долгого пребывания в жидкости. эти мои реплики ни в коем случае не являются оправданием, я лишь хочу подчеркнуть всю нетривиальность поступков и мотивов.
а когда он понял бессмысленность дистилляции тела и снял проститутку, дабы обмазать ее как раз жиром и с помощью ткани сохранить аромат, она начала дергаться, кричать, ругаться и все такое. хотя гренуй вежливо просил ее не пугаться и не шевелиться. он не хотел убивать, его не интересует смерть и всяческие привычные надругательства. он хотел получить запах, лишь его. что ж, если живые настолько несговорчивы, что-то подозревают, боятся (а ведь страх продуцирует вонь и, соответственно, губит замысел), придется лишать их жизни. для него это не криминал, а лишь необходимая мера, такая же, как и любая другая, пункт в алгоритме наравне с "заварить воду в перегонной машинке" и "налить эссенцию во флакон". он преследует единственную цель.
одной из самых сильных сцен, как мне кажется, является момент, когда отец заходит в комнату к лауре, чтобы обнаружить ее остриженный хладный труп. первая красавица города, единственная и любимая дочь консула рано или поздно должна была стать жертвой, и отец понимал - именно она - та недостающая капля в коллекции безумца, за ней нужна неусыпная охрана. вокруг ее образа, собственно, и вьется вся интрига. дважды она ускользнула от гренуя, 1-й раз - когда мы только знакомимся с ней, во время пряток. гренуй подстерегал ее в кустах, но она убежала, а в его лапы попали близняшки. и второй - когда в городе, рассердившись на отца, она забежала в подворотню. ее спасло только своевременное появление консула. отец ее был человек далеко не глупый и проницательный, поэтому он решил ее увезти подальше и спрятать в монастыре. перед сном они трогательно прощаются, отец плотно запирает окна и двери, ключ уносит с собой. гренуй крадет ключ и проникает в спальню лауры. она спит. ее затылок идеально подставлен для удара. он уже занес палку - как вдруг она повернулась и открыла глаза. гренуй вроде опускает дубинку.
до последнего момента создателями фильма мастерски нагнетается обстановка, мы так до конца и не понимает, убьет он ее или нет.
наутро довольный отец, умывшись, приодевшись и насвистывая, взяв ключ с привычного места на тумбочке (разумеется, вернувшийся туда), заходит в спальню дочери - щурится и заслоняет лицо от яркого света. из-за ослепительной белизны мы можем только различить очертания, казалось бы, пустой кровати. потом свет рассеивается, и взору зрителя открывается ужасная картина. выглядит все это так:

между тем, герой получил заключительную частицу своего аромата, выудил эссенцию и завершил творение.
и, конечно, блестящий ход не казнить гренуя (а ведь могли бы, когда все опомнились), а именно послать ему некое возмездие в виде так называемой любви. он познал чудодейственную магию ароматов, зная, что брызнув на себя определенные духи, сразу станет кем-то другим для окружающих. аромат 13 девушек влюблял в него, восхищал всех без остатка, вызывал даже рабское преклонение. так и в конце, влекомый на место своего рождения, он познает, таксть, обратную сторону этой магии - беднякам он понравился настолько, что каждый желал отхватить кусочек райской плоти и погрузить себе в желудок, дабы хоть так приблизиться к неземному восторгу. каннибализм был совершен исключительно из любви.)

конечно, это абсолютная...асоциальность, что ли, гренуя. он не против общества, он не плюет на его правила - он о них даже не столько понятия не имеет, сколько живет вне их. он без остатка погружен в свой внутренний мир со своими законами, суть которых даже не стоит пытаться объяснять другим, как например, он не может даже внятно ответить на вопрос, зачем он убил лауру. он одержим мыслью создания аромата, но он не обычный преступник-убийца. для него убийство - это не бунт против порядка, а необходимый ритуал, целью которого является получение аромата. он не понимает, что совершает преступление, не видит в своих действиях ничего плохого - для него это одно из звеньев алгоритма парфюмера. это отлично показано в фильме. вся его неуклюжесть, скупость на слова, вообще некоторое косноязычие - все это признаки того,что ему не нужны люди, ему не нужен никто. единственный интерес для общения представляют только те, у кого он может добыть необходимые сведения, как, скажем, бальдини. если ему нужна какая-то информация (а интересует его только способ долговременного хранения любых запахов), то он не успокоится, пока не получит ее.
убийство девушек, в книге оставляющее простор нашему воображению, в фильме показано очень эмоционально, особенно, если учитывать нравы 18 столетия. представляете, идете вы по улице, заглядываете за угол -а там хоп-па лежит труп девушки, совершенно обнаженный и остриженный наголо. и мертвое тело это еще полбеды. сразу после панорамного его обозрения даются сцены, показывающие, что с ним случилось, ради чего девушка была умерщвлена - жан-батист аккуратно срезает волосы, промазывает ткань жиром и укутывает тело в полотно, с которого потом соскабливает лишний жир и, наконец, выжимает эссенцию.

насколько естественно выглядит этот процесс, насколько далек исполнитель от понятий аморальности, противозаконности и преступления! для него это лишь способ получения ингредиента, такой же, как, скажем, покупка его в лавке. проведший детство в самых убогих и грязных районах Парижа, естественно, не получив никакого воспитания, кроме основных жизненно важных навыков, никогда не видевший любви, росший в крайне неблагополучных социальных условиях, не знающий, что такое семья - разве мог он подумать, что его убийства могут вызвать чье-то горе, чей-то ужас? он в принципе слабо владеет эмоциональным аспектом жизни, он не знает никаких человеческих чувств, кроме своей мономании к парфюмерии. его не пугают побои и наказания, к которым он привык еще в лавке дубильщика - отчасти поэтому сообщение о пытке на кресте не вызывает у него никакого отражения в душе.
также хороша деталь, что красоту он осознавал только как красоту аромата. для него, молодого мужчины, чуждым было понятие влюбленности. поэтому такое удивление вызывал факт, что ни одна из убитых не была изнасилована. казалось бы, а зачем тогда вообще их губить? мог ли кто-то допустить мысль о важности благоухания? разумеется, нет. между тем, умерщвлял он только юных, начинающих взрослеть девушек, вступивших в самую пору их цветения. но нет, ему абсолютно нет дела для их женских прелестей. отдав свой аромат, они не представляют для него более никакой ценности.
вот, например, эта сцена. не зная, откуда она, мы с легкостью предположим любовную историю, робкие ухаживания кавалера за дамой. нам кажется, что он несмело желает ее обнять со спины. однако, дело обстоит совсем не так. это убийца подбирается к жертве (хотя, повторюсь, его разум не оперирует подобными понятиями в принципе, для него это не противозаконное деяние, хотя, конечно, он частью своего естества осознает некое неприятие подобного в обществе - вспомним, как он накрыл тканью огромную колбу с телом работницы).
пощекотать нервы:

и медленные его движения обусловлены совсем не робостью и стеснением, нет. он своим чувствительнейшим носом улавливает, что за запах источает девушка, где он сильнее, откуда лучше подойти и вдохнуть его.

относительно фильма как раз единственное но, что именно линии любви м+ж там и нету, касаемо гренуя. что как раз в сцене оргии на площади, когда падает корзина с желтыми сливами, и в памяти его пробуждается далекое воспоминание о первой убиенной им, практически случайно. в его воображении они постепенно сливаются в объятии. это недопустимо, это рушит как раз концепцию отсутствия общечеловеческих понятий у него в принципе.
сцена из этой же серии. нет, это не чудесное спасение возлюбленной. это не трогательное объяснение в своих чувствах. это охотник за ароматом и его обладательница, для которого вся сущность юной леди сводится к запаху, без него она для него - ничего, объект, совершенно не представляющий интереса. и не любимую держит на руках молодой человек, а гренуй опускает на землю еще совсем теплое тело только что задушенной торговки сливами.

и, раз уж заговорили о первом неосторожном убийстве (которое в книге является преднамеренным), то как мне кажется, откуда идет исток преступлений:
изначально он не был в общем-то жесток, только забит и угрюм. он преследовал девушку абсолютно без злого умысла, ему нужно было как-то впитать ее запах. но она начала кричать и пугаться. он зажал ей рот из осторожности, не желая ее убить. однако, когда она упала мертвая, и он получил свободный доступ к ее телу, тут-то и закралась мысль, как это удобно - лишать их жизни, а после, никуда не отлучаясь, впитать в себя запах, насладиться им вдоволь.
да, для дистилляции он убил работницу, но именно сцена убийства перед погружением в колбу отсутствует. возможно, он просто ее там утопил, связал и черт знает как пометил туда, заметьте, еще живую. а умерла она как раз из-за долгого пребывания в жидкости. эти мои реплики ни в коем случае не являются оправданием, я лишь хочу подчеркнуть всю нетривиальность поступков и мотивов.
а когда он понял бессмысленность дистилляции тела и снял проститутку, дабы обмазать ее как раз жиром и с помощью ткани сохранить аромат, она начала дергаться, кричать, ругаться и все такое. хотя гренуй вежливо просил ее не пугаться и не шевелиться. он не хотел убивать, его не интересует смерть и всяческие привычные надругательства. он хотел получить запах, лишь его. что ж, если живые настолько несговорчивы, что-то подозревают, боятся (а ведь страх продуцирует вонь и, соответственно, губит замысел), придется лишать их жизни. для него это не криминал, а лишь необходимая мера, такая же, как и любая другая, пункт в алгоритме наравне с "заварить воду в перегонной машинке" и "налить эссенцию во флакон". он преследует единственную цель.
одной из самых сильных сцен, как мне кажется, является момент, когда отец заходит в комнату к лауре, чтобы обнаружить ее остриженный хладный труп. первая красавица города, единственная и любимая дочь консула рано или поздно должна была стать жертвой, и отец понимал - именно она - та недостающая капля в коллекции безумца, за ней нужна неусыпная охрана. вокруг ее образа, собственно, и вьется вся интрига. дважды она ускользнула от гренуя, 1-й раз - когда мы только знакомимся с ней, во время пряток. гренуй подстерегал ее в кустах, но она убежала, а в его лапы попали близняшки. и второй - когда в городе, рассердившись на отца, она забежала в подворотню. ее спасло только своевременное появление консула. отец ее был человек далеко не глупый и проницательный, поэтому он решил ее увезти подальше и спрятать в монастыре. перед сном они трогательно прощаются, отец плотно запирает окна и двери, ключ уносит с собой. гренуй крадет ключ и проникает в спальню лауры. она спит. ее затылок идеально подставлен для удара. он уже занес палку - как вдруг она повернулась и открыла глаза. гренуй вроде опускает дубинку.
до последнего момента создателями фильма мастерски нагнетается обстановка, мы так до конца и не понимает, убьет он ее или нет.
наутро довольный отец, умывшись, приодевшись и насвистывая, взяв ключ с привычного места на тумбочке (разумеется, вернувшийся туда), заходит в спальню дочери - щурится и заслоняет лицо от яркого света. из-за ослепительной белизны мы можем только различить очертания, казалось бы, пустой кровати. потом свет рассеивается, и взору зрителя открывается ужасная картина. выглядит все это так:

между тем, герой получил заключительную частицу своего аромата, выудил эссенцию и завершил творение.
и, конечно, блестящий ход не казнить гренуя (а ведь могли бы, когда все опомнились), а именно послать ему некое возмездие в виде так называемой любви. он познал чудодейственную магию ароматов, зная, что брызнув на себя определенные духи, сразу станет кем-то другим для окружающих. аромат 13 девушек влюблял в него, восхищал всех без остатка, вызывал даже рабское преклонение. так и в конце, влекомый на место своего рождения, он познает, таксть, обратную сторону этой магии - беднякам он понравился настолько, что каждый желал отхватить кусочек райской плоти и погрузить себе в желудок, дабы хоть так приблизиться к неземному восторгу. каннибализм был совершен исключительно из любви.)

Гренуй внезапно симпатичен
бен уишоу, или как там его.
ну хз, в целом симпатичен, но не так чтобы очень.