перед уходом Коби кидает в зал куфию-арафатку. она падает туда, где нахожусь я, - парой рядов далее. и немедленно уже упоминавшиеся эйлатские товарищи и стоящие за ними начинают ожесточённую драку за трофей. я чувствую себя неуютно и сразу отхожу подальше, а мужики меж тем едва ли не готовы поубивать друг друга.*
я спрашиваю Ури2: ну что, мы пойдём с OL members куда-то?
он: подожди, сначала они отдохнут немного, потом выйдут в зал и пофотографируются со всеми, потом люди разойдутся...
выходят, кажется, все, кроме Коби. Ури2 представляет нас Хену (ритм-гитарист), он: from Russia? really? nice to see you here! мы фотографируемся с ним, зачем? Ури2 даже берёт у него медиатор и довольно приносит нам, мол, добыл! зачем? мы не собирались ни с кем фотографироваться и т.д., мотивируя это тем, что нам, возможно, этой ночью перепадёт несравнимо больше, чем тем, кто может их встретить разве что в рамках послеконцертного получаса - зачем же отнимать у них время?
мы отходим к лоткам с футболками, забыв, что шекелей с собой нет. там уже стоит Йосси (гитарист), облепленный людьми. Ури2 подходит, здоровается, спрашивает, пойдут ли они куда. подтверждается необходимость подождать, пока все уйдут.
охранники (битахон, ей-молко) спрашивают: вам можно внутрь? (имея в виду шторку, за которой проход в гримёрку) нет? ну и что вы тогда стоите в клубе, а ну-ка, на улицу! мы покорно выходим, времени - примерно час ночи (концерт длился около 2.15), на улице моросит дождь, темно, прохладно, уныло. в свою очередь внешне знакомый парень в майке Septic Flesh загоняет за шторку членов группы, находящихся в зале. мы смеёмся и говорим, что он ведёт себя как воспитательница детсада или птица-мать: Йосси! Хен! Опять к фанатам пошли, ну что с вами делать, непослушные, неугомонные, от рук отбились... (позже я узнала его по профилю фб, выяснив, что его зовут Таль).
понятно, что из клуба таким образом выкурили 99% находившихся там. большинство пошли/поехали домой, осталось человек 10 (в числе них всё те же эйлатские мужи), которые стали бегать вокруг клуба и искать чёрный вход, чтобы вылавливать Коби. я спрашиваю Ури2: что, есть ещё какой-то вход, может, нам лучше не здесь ждать? он: нет, тут только этот.
в конце концов, беготня заканчивается, и оставшиеся десять сгруппировались около входа. один из эйлатцев держит пачку дисков и маркер с видом "боевая готовность раз".
мы ждём, кажется, не очень долго. может, минут 15. Ури2 пишет то ли смс Йосси, то ли в фб Коби. итог: они собирались в шоколадный паб Max Brenner рядом с клубом, но вспомнили, что он уже закрыт. потом они осознали, что им нужно выспаться и собрать вещи перед long hard road в Коста-Рику, так что куда-то идти они не планируют.
грустьпечаль.
выходит барабанщик, едва ли задерживается рядом с кучкой фанатов (кажется, его никто и не собирался задерживать), несёт смешной чёрный рюкзак в красный горошек, футляр с тарелкой и вообще обвешан вещами. уходит.
выходит Ури, с бесстрастным лицом проходит мимо шеренги фанатов, замечает нас, улыбается во весь рот, отправляется радостно лупить нас по плечам и обниматься. мы так и не знаем, почему - может, он решил, что нам было тяжело ехать в Изр, и поэтому нам полагается extended порция лучей добра. может, мы просто классные. Юля исполняет свою мечту - трогает его за бороду. но тут его настигает мужик с горкой дисков, Ури покорно расписывается везде, я рефлекторно подставляю билет, он расписывается и там. зачем я сую билет? не знаю. автоматически. так же, как совала его сквозь толпу Стефу и Стиву на вокзале в Спб в 2012 - тебя подписывающие даже не видели, а росчерк есть. what for? материальное подтверждение, что что-то было - не более.
уходит.
выходит Коби. в кожанке, в капюшоне, в сопровождении Таля. я, честно говоря, уже и не помню, пришлось ли мне подождать кого-то, но если и да - это было сделано совершенно намеренно. я не знала, сколько времени мне смогут уделить (а вдруг много!), и не хотела потому никого из желающих автографа задерживать. пока мы стояли у клуба, я говорила Ури2: не забудь, я очень хочу фото, как мы с Коби обнимаемся. мы ведь явно будем обниматься - сфотографируй нас, пожалуйста, тогда. из аппаратуры у нас имеется только его телефон.
эйлатский парень снова просит подписать все диски подряд. Коби расписывается, едва заметно скрежеща зубами на шестом-седьмом по счёту. я просовываю билет (уже можно) и говорю: напиши "for Poline!" Хм, напишу-ка я тебе на иврите! - отвечает светоч Земли Обетованной.
(пришлось прибегнуть к помощи Е., чтобы выяснить, что он начеркал. выяснили: for Lynn. угадайте, кто тут обладатель самого безграмотного автографа?)
зачем нужен автограф мне? конечно, не для факта (у меня есть билет, например). а как предлог для дальнейшего общения. пока тебе пишут, говоришь что-нибудь, когда человек перестанет писать, поднимет голову - ответит, и пошло.
он написал, отдал мне билет, а дальше. просто подходишь (буквально на шаг) @ и обнимаешь. кажется, уже прошло всё могущее понадобиться для кадра время (проверить я не могу, поскольку никаким усилием воли не способна отлепить свою щёку от его куртки и повернуть голову). кажется, просто прошло всё время, которое диктуется канонами вежливости для объятий с незнакомым человеком. сколько обычно вы обнимаете рокера, если он этого позволяет? ну, секунд пять-десять - скорее всего, он сделает это формально, хорошо, если не постучит по спине (я очень не приветствую такой стиль, так как он ограничивает физическую площадь и силу контакта). в видеоэпизодах, где Коби обнимается с приглашёнными артистами или вообще с кем угодно, он часто хлопает людей по спине, и я очень этого боялась. так вот, меня он не стучал.
я не знаю, сколько я простояла, вжавшись в него и едва ли двигаясь. минуту? больше? он, в свою очередь, тоже не делает даже слабой попытки как-то разжать руки или изменить положение. я думала, что у него очень мягкая куртка, неожиданно мягкая для кожанки. что у него очень крепкие объятия - крепкие, но не рёбрадробительные, как у Форреста. что моё ухо, кажется, можно использовать как стетоскоп, и тогда, основываясь на heartbeat, можно заключить, что спокойнее Фархи может быть разве что некто, познавший дзен и просветление. эй, ты только что отыграл гиг, это как вообще?! и - что я обнимаю не рок-звезду, которого знают и любят от сан-паулу до джакарты, а кого-то очень милого, доброго, по-дружески хорошего. вот мы и встретились, можно больше не расставаться. теперь его надо схватить в руку и унести отсюда к себе.
как-то я читала тумблер с картинками об исполненных желаниях. много изображений было посвящено музыкальным группам. и желания состояли в "встретил"/"обнял". мол, поставил галочку: увидел эйфелеву башню, обнял знаменитого иванова, знаменитого петрова, сделал в этой жизни всё, я молодец. этот вариант представляется мне грустным и глупым. в лучшем случае это "иванова надо обнять, потому что он делает очень хорошую музыку, я его таким образом поблагодарю". одним словом, всегда присутствует эта жуткая типичная субординация "звезды" и поклонника (для меня была актуальна как раз со стивом форрестом, объятия с ним - характерный пример этого варианта). я же обнимала коби даже не так, как форреста. не знаю, как так получается - в одну секунду стереть всю субординацию, всю "незнакомость". может, я слушала слишком много интервью с ним, привыкнув к его голосу. может, Ури2 слишком много рассказывал историй о нём - и я узнала его получше и полнее, чем в интервью, пусть даже заочно. может, он сам чересчур много (нет, в самый раз! продолжай) писал довольно личных (во всяком случае, не так, как обычно отчитываются о турах рокеры) историй в фб. а как Юлю, например. как любого своего друга, которого я очень люблю и оттого вжимаюсь в него как можно крепче и глубже, не чувствуя смущения.
всё осознаётся разом и падает мощью схода снега в альпах - я испускаю истошный (искажённый тканью) всхлип прямо в него. он, кажется, чуть-чуть пугается, разжимает руки (я тоже), смотрит на меня и произносит: are you okay? don't cry!
вот чего-чего, а наставления прекратить плакать от человека, который в десятке интервью рассказывает, как он плачет и от чего, я не ожидала.
"я да, норм**, спасибо, извини, вы просто такие классные. и голос твой. и vocal techniques. и физическая сила. и чувственность. коби, а, как ты это делаешь, проклятущий?" (вольный конспект произнесённого автоматным залпом)
"спасибо, спасибо" - улыбается, кажется, искренне Коби на мои подробные и обстоятельные похвалы его вокалу (не думаю, что он получает их часто и в таких формах). "откуда ты?"
-Россия, Москва.
и тут вмешивается Таль (боюсь представить, сколько гневных выражений лица он сменил, пока мы обнимались).
-но концерт в Москве и так будет!
(мне так и осталось непонятным гигантское количество удивления по поводу нашего приезда: мы далеко не первые, кто travels abroad ради них - не в смысле мусульман в Турции, и не единственные приезжие на этом концерте etc.)
-но мы...Ханукка...Израиль...очень хотели...
Коби, наверное, замечает, что Таль испортил весь добрый настрой болтовни. но его злить, видимо, не стоит. окей, говорит он максимально вежливо и максимально быстро, спасибо вам, спокойной ночи, пока. уходят.
-покажи фото! - прошу я Ури2.
-я не сделал. а что, надо было?
провал. провалпровалпровал. безусловно, куртку, руки, heartbeat и голос я запомнила отлично, но хотелось бы на что-то смотреть предстоящими долгими и грустными зимними вечерами.
-смотри, они ушли-то совсем недалеко, пойдём догоним, попросим сфотографироваться. - предлагает он.
догонял и позорился (конечно, не позорился, он-то знает Коби уже лет двадцать) Ури2. я же начинала чувствовать себя тем, кем не просто не чувствовала себя ни секунды до этого, но и не планировала - глупой фанаточкой. но, к сожалению, желание иметь фото не исчезало.
Коби, конечно, соглашается. я, не веря, что это происходит в рамках десяти минут второй раз, снова крепко-крепко прижимаюсь к кожанке и снова аудиально документирую его поразительное спокойствие (это породило шутку, что мне нужно было убедиться, живой ли он). Юля подходит с другой стороны (я даже не заметила )), на фото мы как побитые птенцы под крылом отца (ах, качество камеры телефона!). Юля выглядит незаинтересованной, впрочем, она таковой и была - ей бы к басистам да к бородам именно поэтому, hhh, мы никогда не подерёмся из-за вокалиста.
-спасибо, спасибо, Коби, всё было так классно. - скороговоркой говорю я. как можно ждать чего-то более конструктивного?
-спасибо вам, ребята, а теперь точно good night (Таль едва ли не пихает его локтём, чтобы тот это произнёс). они поворачиваются и уходят.
что-то щёлкает в лингвистической части моего сердца, и я шлю ему, кажется, последний привет:
-!לילה טוב***
Коби застывает на секунду, оборачивается (Таль, наверное, как только не проклял меня) и уже действительно светится, широко улыбаясь:
-!לילה טוב
(из цикла историй "о силе и доброте проявлений еврейской идентичности")
дальше снова ничего интересного. мы идём к Ури2 в машину, он набирает наш адрес на навигаторе. из-за русской озвучки мне приходится переводить ему, он не всегда понимает, мы спорим в лучших традициях безумных водил, в итоге сворачиваем по направлению к Иерусалиму, делаем крюк, отчего у него грозит закончиться бензин посреди пути, он тормозит на заправке. мы видим в окно указатель: бульвар (sderot) Ицхака Саде. едва ли что-то в нашем положении может быть удобнее. rehov tverski, rehov ravnitski - пытаюсь я объяснить Ури2. ситуация: скажи на иврите слово "улица" и пойми, что это не помогает. но нам удаётся добиться главного: мы правда живём рядом, мы правда знаем, как идти, спасибо тебе, тода, тодааа рабаааа, здорово, что мы встретились и произвели "развиртуализацию". Ури2 обнимает и расцеловывает меня, мы прощаемся на неопределённый срок. за пять минут доходим до дверей квартиры, спасибо Рону за ключи. ещё около часа не можем заснуть (-"Кобииии" -"бородааааа"), с трудом заставляем себя это сделать около четырёх утра.
*потом он отчитался в еврейском фб: охранник принёс ему арафатку обратно, сказав, что она едва не стала причиной ужасающих беспорядков. "но я бросил её в зал, не надо мне её возвращать!" - безуспешно настаивал коби. его вывод - "говорят, если что-то отдашь от чистого сердца, а оно к тебе вернётся, значит, уже навсегда. вот такая история любви между мной и моей куфией"
**можно было, конечно, сказать, что нет! ничего не хорошо! и посмотреть за реакцией на нытьё. но зачем?
***layla tov - спокойной ночи.