Авторские (в значении, скорее "личные") заметки о поездках одновременно имеют и не имеют смысл. Имеют - потому что, во-первых, многим интересно ознакомиться с чужим опытом пребывания в ином месте, взяв на заметку некоторое количество открытых автором лайфхаков и приняв во внимание предостережения от бездумной траты денег и иных неорганизованных активностей, которые могут подстерегать каждого, не вполне знакомого с "инструкцией по применению местности". Причина же отсутствия смысла до очевидности банальна - опыт каждого индивидуален (ну, если это, конечно, не товарищ без отсутствия воображения, прикупивший тур "всё включено"), и знакомиться с ним стоит больше для формирования общего схематичного представления одного из множества вариантов провести время.
Места, люди, события, деньги, словом, всё, коль вы этого желаете, найдут вас сами - заключение, к которому я пришла после проведения пары недель там, где умение дойти до метро мне казалось поначалу немыслимой удачей. Незнакомое место удивительно быстро перестало быть незнакомым, и я до сих пор не знаю, чья это заслуга - умелых урбанистов и топографов, сделавших города Германии удобными и приятными для жизни; наших профессоров, последовательно погружавших нас в аутентичную среду, составивших подробнейшие планы и готовых ответить на любые вопросы; или некоторой доли чутья и удачи в совокупности с удивительным чувством зоны комфорта.
Если сразу перейти к главному без хронологических рассусоливаний, то главным моим выводом является следующее. Берлин - это Москва, но без недостатков. За что я люблю Москву? За непреходящую актуальность фразы из учебника по английскому языку за 7 класс: "It is a city where a lot can be seen and much can be done". Здесь практически невозможно не найти работу (даже по специальности; зарплата - иной вопрос), возможности получить информацию и завязать знакомство, публичные мероприятия со свободным входом, бесплатные секции и кружки (нужно всего лишь немного погуглить) - словом, всё, чтобы никто не потерялся и не почувствовал себя неприкаянным, будь то коренной житель или приезжий. Не люблю же за всё вполне стандартное: высокие (кажущиеся вполне адекватными, ну, или, по-другому-невозможными, здесь, но становящимися абсурдом в сравнении даже со страной-предметом моего повествования) цены; шум и духота в метро, где так или иначе приходится проводить много времени; сложности с топографией и обнаружением нужного места даже для москвича; отсутствие мусорных корзин в метро; ставший скучной притчей и обсуждённый бесчисленное множество раз уровень вежливости - в целом, ничего нового. Более или менее мелкие неурядицы и пункты, которые воспринимаются как неотъемлемый элемент городской жизни, потому отсутствие их в иной густонаселённой столице воспринимается как крайне неестественный момент, вызывающий неподдельное удивление.
Как вы понимаете, всё, за что сейчас мной осуждена страдающая Москвушка - это и есть пункты, по которым Берлин (да и Нюрнберг с Дрезденом тоже) заполучает баллы. Тихое метро (особенно S-Bahn, являющийся практически аналогом электричек) (разве что U-Bahn Нюрнберга убийственно напоминает наш, как по оформлению, так и по уровню шума), табло с указанием времени прибытия/ожидания не только в подземке, но и на автобусных и трамвайных остановках (!), вежливые люди, всегда готовые помочь (допускаю, что нам просто везло), отсутствие неразберихи с улицами и домами (хорошо, только один раз), возможность присесть на травку рядом с водоёмом в черте города (особенно Эльба в Дрездене) (нет, безусловно, в Москве тоже есть такое, но тем приятнее найти это где-то далеко, плюс в Эльбу можно заходить), цены на продукты не выше каких-нибудь перекрёстко-пятёрочных (особенно всем уже надоевшие пункты в виде дешёвого риттер спорта, дешёвых смузи, в общем, видимо, дешёвого или очень даже доступного всего).
На самом деле этот пост изначально задумывался, конечно, не как сравнение двух столиц в пользу какой-то из, не как ругань несчастной "Этой Страны". Я всего лишь пыталась начать с некоторой апологии собственных действий, объясняя, что пишу об опыте путешествия в наибольшей степени
не для снабжения лайфхаками и советами (хотя всегда готова, но они либо узкого пользования, либо могут не пригодиться), а для того, чтобы в образно-заметочном стиле (в котором мне удобнее всего писать, впрочем, для широкой аудитории такая манера едва ли продуктивна) поделиться своими впечатлениями. И прежде чем перейти к непосредственно хронологическому (почти?) повествованию, можно внести ремарку, что нижеследующее изложение может носить простенькое, но отражающее положение дел заглавие: "Хорошо".
das ist richtig gut
Хорошо ехать на автобусе через площади постсоветского пространства: вечером ты покупаешь воду в Волоколамске, утром хочешь поселиться в латышской деревеньке, днём не знаешь, где в городе площадью 21 квадратный километр найти почту, куда спрятаться от палящего литовского солнца в четырёхчасовом ожидании автобуса для второго куска маршрута, вечером страдаешь, что в Сувалках и Белостоке не ловит wi-fi, что на остановке в Варшаве закрыты все магазины (а ты ведь так хотел польского шоколада), что вся Польша - это лес, и смотреть в окошко почти незачем.
Хорошо утром менять деньги, чтобы купить Tageskarte, в магазинчике, покупая риттер спорт и вкуснейшую булочку с клубникой у улыбчивой продавщицы (гастрономическое знакомство прошло успешно).
Хорошо даже быть шокированным отсутствием (почти) бесплатных сортиров в фастфуд-забегаловках и торговых центрах, но ещё лучше - обнаружить парочку таковых по ходу путешествия. Один из них, к слову сказать, находится в McDonald's на Александерплац - этакой центральной остановке, поэтому заглядывать туда "стало ещё удобнее!"
Хорошо прятаться в камышах у озера в Потсдаме, разглядывать почти игрушечные домики с растительностью на балконах и мечтать переехать туда.
Хорошо подробно изучать ассортимент всех сувенирных лавок в музеях (главное приобретение - раскраска с "Нидерландскими пословицами".
Хорошо откликнуться на призыв Петра забрать консервы с тунцом, заваривать чай и выносить его вниз, покупать Принглз в буфете лобби, прятать йогурты с ужина, уничтожать по две порции вкуснейших мюсель на включённом в стоимость проживания завтраке.
Хорошо даже по пути из Еврейского музея обнаружить выросшую в сэндвичах (сделанных из всё того же включённого в завтраки хлеба и сыра) плесень.
Хорошо идти по полуночному и (кажется) пафосному району Шарлоттенбург, где роскошные кафе и отели соседствуют с угловыми лавочками, торгующими шаурмой.
Хорошо даже бояться привидений и уголовников тюрьмы Моабит.
Хорошо взять билет на транспорт на целый день и кататься на автобусах 100 и 200, сэкономив на обзорных экскурсиях.
Хорошо приехать в Шпандау, зайти в крепость как приличный человек, а потом узнать, что "на этом стадионе выступал Игги Поп".
Хорошо пройти по крошечным и узеньким улицам, оставшихся с позднесредневековых времён, чтобы найти детскую площадку и полчаса свободного времени лежать на качелях.
Хорошо даже в 21:30 первый раз потеряться в этой стране, с ужасом понимая, что то, что должно идти после Кёнигштрассе, совсем не идёт, отчаянно разыскивая ну хоть кого-нибудь на уже почти безнадёжно пустынных улицах.
Хорошо прошагать половину Нюрнберга на ночь глядя вследствие смертельной обиды на немецкую транспортную систему, наказавшую за (нечаянный!) просроченный билет.
Хорошо потратить полтора часа в Потсдаме не на обед, а на поиск и покупку вишнёвых конфет в форме пенисов и резиновой утки.
Хорошо идти с девушкой, предоставившей приют, в баварский паб, выбирать пиво, восторженно уплетать лосось за обе щёки, рассказывать про Навального, узнать, что в Германии можно заключить гейский союз в церкви и бесконечно шутить про наши страны, про политику, про платные нужники, словом, едва ли не про всё.
Хорошо ночью отказаться от вечеринки с мальчиком, приютившим в первый день, и пойти куда глаза глядят ("направо будет центр" - "значит, налево"), в поисках еды кинуться на автозаправку как единственное открытое заведение в поздний час, а с утра ступать по нагретому солнцем деревянному полу, обнимать невероятно пушистого и мягкого кота и выходить завтракать во внутренний двор.
Хорошо случайно находить памятник Бетховену, Шиллеру (бесчисленно), музей Ramones, Саксонскую Швейцарию и "Площадку чувств".
Хорошо, когда ты даже не успел раскрыть карту, а тебе уже готовы помочь; отвечать немецкому дедушке, жестами объяснявшему путь к Am Funkturm, "alles klar!"; познакомиться с русскоговорящей женой, уехавшей из Чернобыля, другого немецкого дедушки, не менее искренне желавшего нам помочь; отвечать калиниградскому дедушке, почему-то почти не говорящего по-русски, что я не говорю по-немецки, с, видимо, таким произношением, что он наотрез отказался мне верить.)
Хорошо приехать с нулевым знанием языка, но в скором времени осознать, что понимаешь не только "вход" и "выход", но и всё, что сопутствует объявлению станции в метро, всё, что от тебя хотят продавцы и работники музеев (периодически отвечаешь по-английски, конечно).
Хорошо зайти в квартиру в Дрездене и первые полчаса разве что восклицать: "Ого, пластинки Стравинского!", "Ого, словарь древнегреческого!", "Ого, пианино!" *играет*, "Ого, гитарка!" *играет*.
Думаю, излишним будет отмечать, что здесь собрано довольно ничтожное скопление фактов, приоткрывающее потрясающую жизнь лишь с одной её стороны. Во всяком случае, далеко не со всех.
Логичный вопрос, который может возникнуть у читателя, предположительно, заключается в следующем: "А откуда столько всего хорошего? Почему же всё так хорошо?"
Отчасти я могу отослать его к рассуждению выше, где я пытаюсь если не осмыслить, то хотя бы назвать компоненты "секрета успеха".
Но, безусловно, главный секрет - хорошо, потому что вместе. Потому что ты не один. Страх привидений из Моабита, восторг перед картинами Кранаха, бутылка смузи и даже билет в Шпандау - всё разделено на двоих. И я перестала представлять иной способ существования. Перестала понимать, каково это - когда не с кем поделиться ни впечатлениями, ни одеялом, когда некому шепнуть шуточку или ткнуть, обратив внимание на что-то неожиданное, когда решение, куда пойти и как провести время, зависит лишь сугубо от твоих личных (как естественное следствие, ограниченных) интересов.
Не знаю, что делать, у меня есть возможность поехать в Белград, но я с трудом воображаю вечернее возвращение в хостел без. Даже, скорее, не могу найти особого смысла в том, чтобы бродить по вечернему (и утреннему ведь) городу,раскрывать его сюрпризы и закоулки изо дня в день одной.