Это нужно не мертвым - это надо живым.


понимаете, я ни за что бы не подумала. что меня это так зацепит и так увлечет. что мне станет это по-настоящему интересно и близко. они станут.
когда я еще думала сдавать историю, я о XX веке имела более чем смутное представление, ориентировалась в основном на чужое мнение, что это кошмар, этот период все ненавидят и т.д.
я начала-то не с истории, а с вербера увлекаться!
так что вообще.

а сейчас, сейчас...
я нахожу видео на youtube. я смотрю, как сталин приобнимает бухарина и хлопает его по плечу.
i can't help but starting to cry.
чудовище, просто чудовище.
они вынуждены были отречься от себя. они вынуждены были (что бы там бухарин ни говорил, но и он тоже) лизать жопу вождю народов, лишь бы сохранить в целости свою собственную. любые компромиссы, любые сделки с совестью и достоинством - чтобы уберечь себя и близких. в обмен на обещание нормальной жизни.
они извратили себя и окружающую действительность. что далеко ходить, эдуард сказал, что культ личности сталина начался с хвалебной статьи радека! зодчий мирового социализма и все такое. а что делать.
слухи до этого, конечно, ходили, но говорили: "да вы что? да чтобы радек капитулировал? да ладно вам, это невозможно".
а они стоят на процессе и занимаются усердным самообвинением, накануне заучив все постулаты этих абсурдных протоколов. мы хотели убить ленина и вас, дорогой иосиф виссарионыч. мы хотели привести гитлера к власти, а для этого мы сговорились с троцким. да мы всегда его ненавидели! он - позор партии, да чтоб он сдох. мы каемся сердечно перед вами, дорогой. отрекаемся от своего уничижительного прошлого, признаем свои ужасные ошибки етс.
невольно вспоминаешь паланика:
"Да, это я похитил ребенка Линдберга.
Это я потопил "Титаник".
Это я убил Кеннеди.
Это я начал Вторую мировую войну. Я изобрел атомную бомбу.
Вирус СПИДа? Прошу прощения, моих рук дело."

бедные, бедные. как их можно обвинить? я вот их понимаю. при всей щектливости и гадкости положения и мер, у меня не поворачивается язык их обвинить. это время. это эпоха. они пытались, как могли. ведь тогда это действительно казалось правильным выходов. что же, сейчас обвинить их всех что они не догадались застрелиться сами, чем переживать позор? они ведь наивно верили, что будут жить более или менее спокойно. наивность вообще часто встречающаяся у этой гвардии черта. и это трагедия.
хотя, возможно, более категоричный человек не стал бы подвергать себя такому позору. один из бывших секретарей троцкого, оказавшись в подобном положении, не мудрствуя долго, пустил себе пулю в лоб. но они - не знали! они надеялись! они верили, что какое-то время просто придется потерпеть. да. вы тонете и барахатаетесь в удушающей тине лжи, вы только и делаете, что бичуете себя за все несуществующие грехи рода человеческого, но это не навсегда. к тому же, что такое пообвинять себя пару часов - и дальше жить спокойно? а кто знает тебя, тот знает, где правда. троцкий вот в своем койоакане не стал возмущаться, что кто-то там его предал, что кто-то капитулировал, что они слабаки...он прекрасно знал, что они бессильны перед сталиным. и тратил свое время, вообще, заморочился с этой комиссией, собрал документы, заседал, пригласил людей - и доказал фальсификацию. только вот европа была немножко больше обеспокоена гитлером, поэтому процессу никто особо значения не придал.
они пытались с ним корешиться, они заливали его сиропом восторженных слюней, он улыбался и хвалил их, купаясь в лести - и так же довольно ставил подписи под приказами о высшей мере наказания.
он заставлял ягоду и ежова делать всю самую грязную работу за него, чтобы уж самому-то не сильно обмараться в уничтожении противников - а потом и их, и их, господи боже мой, уничтожил, предъявив им те же самые обвинения. заставил человека расстреливать всех под страхом его же, скорее всего, собственного расстрела, а потом судил его за необоснованные репрессии против народа.
чудовище.

1930, Бухарин - Сталину: "Я терплю неслыханные издевательства... я не отвечаю и креплюсь, когда клевещут на меня... я не лижу тебе зада... Ты, вместо объяснения, истекаешь злобой против человека, который исполнен одной мыслью: чем-нибудь помогать, тащить со всеми телегу, но не превращаться в подхалима, которых много и которые нас губят".
сейчас в лиснинге наткнулась на фразу его: товарищи, когда вы поднимете знамя коммунизма позже, помните, что капли моей крови есть на этом знамени.
да и не только, далеко не только тебя.

Если Феликс самоубился, он правильно сделал. ну или даже если естественным путем - сама природа подсказала ему выход. единственно возможный. нет, вы представляете. единственно возможный выход из сложной и тяжелой ситуации, в которую вы попали - ваша же собственная смерть. потрясающе. где это слыхано вообще. а это реальность.
Но письмо Сталину Дзержинский так и не отправил, после трех дней мучительных раздумий обреченно написав на машинописной копии карандашом: "Не послал. 6. XII. Ф.Д."
даже он не мог. даже он.

к расстрелу. к расстрелу. к расстрелу.
как говорится, сталин отстоял у гитлера право уничтожать свой народ.
но это ладно, это было ясно и понятно заранее.
хуже всего дело обстоит с радеком. я думаю о том, каким он был источником неиссякаемых острот. вечное издевательство над миром, насмешка во всем - как внутренне, так и внешне. а ведь ему было не лучше других. а кто-то ошибочно считал это цинизмом. нет, это был всего лишь своеобразный способ, попытка спустить товарищей с небес на землю, смех сквозь слезы.когда всех уже отправляют на расстрельный полигон, а тебя на 10 лет в тюрьму, наверное, чувствуешь себя странно. интересно, он поверил искренности этого приговора? думали ли он, что за ним что-то стоит? не знаю. тем не менее, сталин с берией приказали бывшим чекистам-уголовникам, сидящим в той же камере,что и КБ, развязать драку и задушить его.
чудовищно.

я ненавижу подхалимство и заискивание. но у меня не хватает духу обвинить в этих пороках вышеописанных несчастных. или пуля/петля, или такая жизнь. еще раз повторюсь, что такая жизнь, все-таки, не планировалась надолго. глядишь, сталину кирпич на голову свалится. совершенно случайно, разумеется. так же, как и многие другие умерли, какзлось бы, при естественных обстоятельствах и, несомненно, совершенно случайно.
ведь не зря они были реабилитированы все. все эти несчастные.

я ненавижу лицемерие.
я вижу, как сталин похлопывает бухарина по плечу, притягивает его к себе, тыкается ему в спину. бухарин широко улыбается. боже, он такая душка. да его за один только вид можно называть любимцем партии.
я думаю о том, что случилось после.
"коба, зачем тебе нужна была моя смерть?" - спрашивал он. письмо с этими словами, кстати, у сталина в ящике стола так и лежало, он умер, а оно продолжало лежать. не знаю, куда его дели, но просто факт, что он его никуда не выкинул, а держал под боком почти.
зачем тебе нужна была их смерть, чудовище? они и так были достаточно измучены и запуганы. они бы до своей естественной смерти тебе лизали зад, если бы понадобилось, хотя жить в постоянной лжи тоже не выход. но вдруг. если бы им все сильно надоело, если бы они действительно были угетены до крайности, думаю, они бы застрелились. если бы такое дело. но они не думали, никто не знал, все надеялись. о, боже. а настоящая история все равно бы вскрылась. и никто бы вас не обвинил. все бы поняли. нормальные, гуманные люди - поняли бы. представьте себя в подобных обстоятельствах, совершенно немыслимых сейчас.
i can't help but crying.
как же мне их жалко, слов нет.

вызывает ли это резонанс сейчас? вызывает ли это сочувствие сейчас? вызывает ли это отклик в вашей душе - сейчас?
о, еще как.
вы так хотели осчастливить весь мир.
а не смогли осчастливить не просто весь мир, но даже себя.

p.s. мне доставляет некоторое утешение думать, что где-то там, пусть даже и в аду, но все-таки частично в своей ноосфере, они чувствуют. я верю в эту kinda астральную связь. не зря же я их так хорошо чувствую. значит, есть и обратный контакт.
я не хочу сейчас говорить о проколах и пакостях тогдашней политики, начала большевизма и ла-ла, кто где зла натворил - сам знает. но эти процессы, как мне кажется, должны все искупить. в конце концов, они пожинали плоды того, что некогда создавали сами. не в таком концентрированном виде, конечно...
но там, в аду, у них есть время поразмыслить.
и я уверена, они раскаиваются.